# 38 (54)::Кто поможет «взрослым детям»?
17 октября 2010 София ДОКУКА
«Преследуя цель экономического оздоровления и обновления России, не cледует забывать о психологии русского народа».
Сергий БУЛГАКОВ
В жизни каждого человека присутствует ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно существовать. И если добыть средства для пропитания себе и своей семье пока еще сравнительно несложно, то обеспечить комфортные жилищные условия с каждым годом становится все труднее.
Одно из самых длительных и фундаментальных российских преобразований, реформа жилищно-коммунального хозяйства, началось 24 декабря 1992 года принятием закона «Об основах федеральной жилищной политики». Законопроект постулировал переход отрасли на самоокупаемость в течение пяти лет, что должно было быть достигнуто за счет 100%-ной оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населением, то есть фактической коммерциализации отрасли. Разумеется, что сразу переложить на плечи населения оплату ЖКУ в 1992 году было невозможно, так как уровень жизни большинства россиян стремительно падал, и обременение новыми обязательствами и без того затянувших пояса людей могло привести к непредсказуемым социальным последствиям. Так что на протяжении 1990-х годов темпы роста тарифов были аналогичны инфляции и росту доходов (график 1).
Однако в начале нефтяных 2000-х годов, когда уровень благосостояния населения несколько увеличился, жилищно-коммунальные тарифы начали расти опережающими темпами (графики 1 и 2) при сохраняющемся государственном регулировании и сильно обогнали как темп роста доходов, так и инфляцию, а чиновники стали все чаще говорить о необходимости полной оплаты ЖКУ населением.
Главный кошмар россиянина
Разумеется, что такая динамика роста тарифов не оставила граждан равнодушными. По результатам исследования Института социологии РАН, резкий рост жилищно-коммунальных платежей занимает третье место в своеобразном «рейтинге страхов» россиян, уступая лишь опасениям потерять здоровье и остаться без средств к существованию. Страх перед стремительным увеличением квартплаты опережает по своей распространенности традиционные страхи безработицы, невозможности получить необходимую медицинскую помощь, тревогу за будущее детей и т. д. Дополняет эту мрачную картину опрос ВЦИОМ, согласно которому всего 12% наших соотечественников смогут платить за жилье столько, сколько необходимо, для 79% такой переход будет сопряжен с серьезными финансовыми трудностями, а 9% будут вынуждены сменить нынешнее место проживания на более скромное, так как квартплата окажется для них неподъемной. Учитывая такие общественные оценки, очевидно, что желание поднять оплату ЖКУ до 100% объективно противоречит платежеспособности населения.
Поводом для недовольства россиян служит не только непрекращающийся рост стоимости услуг, но и из года в год их ухудшающееся качество и нередко дурное обслуживание. Институт социологии РАН приводит данные, согласно которым три четверти граждан (а в Москве и Санкт-Петербурге — 85% жителей), имеющих полный набор коммунальных услуг, не довольны их качеством (график 3), а по результатам исследования ВЦИОМ, 84% россиян в той или иной степени не удовлетворены ЖКУ. В том же, что при переходе на стопроцентную оплату услуг их потребительские свойства не изменятся в лучшую сторону, уверены 92% респондентов.
Для крайне низкой оценки качества ЖКУ у людей действительно есть все основания: из года в год в России растет число аварий и сбоев системы жилищно-коммунального хозяйства, происходящих преимущественно по техногенным причинам. Комментируя информацию о том, что число подобных происшествий в ходе осенне-зимнего периода 2009 года выросло более чем на четверть и составило 18 тысяч, министр регионального развития Дмитрий Басаргин отметил, что аварии происходят из-за высокой степени износа основных фондов. По данным Минрегионразвития, более 30% основных фондов ЖКХ отслужили нормативные сроки полностью, физический износ котельных составляет 55%, электросетей — 58%, канализации — 56%. При этом износ продолжает расти с каждым годом, все более и более увеличивая вероятность новых катастроф.
Таким образом, неблагополучное состояние жилищно-коммунального хозяйства и критически низкое качество оказываемых населению услуг можно расценивать как характерные черты глубокого кризиса жилищной сферы.

ЖКХ = «живите как хотите»
Однако реформирование ЖКХ не ограничилось лишь ростом тарифов. Не менее важной частью реформы стал переход на рыночные отношения, которые, по мнению идеологов преобразований, должны были привести к притоку частного капитала и инвестиций для модернизации отрасли и стимулированию конкуренции между поставщиками услуг.
Для этого было решено перевести жилищно-коммунальное хозяйство в частные руки, что и было организовано в 1991 году с принятием законопроекта «О приватизации жилищного фонда РФ», определившего право жильцов получать квартиры в частную собственность (этим правом воспользовалось более трех четвертей проживающих в отдельных квартирах граждан). А Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» передало многоквартирные дома в собственность жильцов, которые автоматически оказались вынуждены обслуживать дома самостоятельно и за свой счет.
Для решения этой задачи государство предлагает три возможных варианта: во-первых, жильцы могут самостоятельно управлять многоквартирным домом. Плюсы этого способа управления заключаются в его простоте: отсутствует необходимость формировать сложный управленческий аппарат, а при необходимости договор на коммунальное обслуживание каждый может заключить самостоятельно. Однако, как показывает практика, успешным подобный подход может оказаться лишь у жителей небольших домов на 5—10—15 квартир, которых в современных мегаполисах можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, жильцы могут поручить управление домом ТСЖ (товариществу собственников жилья) или аналогичному кооперативу, который должен организовать договоры с организациями — поставщиками жилищно-коммунальных услуг. И, наконец, третий вариант управления — заключение договора с управляющей компанией (УК), ею может быть как дирекция единого заказчика (ДЕЗ), так и частная организация. Такая форма управления домом практически не позволяет отследить эффективность обслуживания и часто оказывается экономически невыгодной, однако и не требует активного участия жильцов в процессе, что зачастую и играет решающую роль при выборе данного сценария. При этом в случае отсутствия заинтересованности со стороны собственников изменить систему управления домом местные власти перепоручают это какой-либо УК.
Последний подход сложно назвать оптимальным, так как объективно завышенная цена и непредсказуемое качество ЖКУ вряд ли могут считаться отличными результатами многолетней реформы. Поэтому не вызывает сомнений, что для грамотного, качественного и эффективного управления жилищным фондом государству необходимо сформировать своеобразного «квалифицированного потребителя ЖКУ», которым будет не отдельный гражданин, а коллективный орган, созданный для управления многоквартирным домом. Он сможет контролировать объем и качество предоставляемых услуг, обсуждать их цену и даже отказываться от их потребления, то есть реформа ЖКХ должна превратить сегодняшнего жильца из безликого и бесправного покупателя ЖКУ в активного потребителя, наделенного всеми рыночными правами и готового контролировать все действия управляющей компании.
Именно этот «коллективный потребитель» будет являться важнейшим элементом рыночных отношений и определять их результативность. Как отмечает директор Центра по эффективному использованию энергии И.А. Башмаков в своей работе «Реформа ЖКХ: мы неправильно делаем то, что задумали, или неправильно задумали то, что делаем?»: «Неудачи реформирования ЖКХ на протяжении последних 10 лет в том именно и состоят, что на этом рынке не был сформирован и подготовлен покупатель. Именно здесь кроется причина того, что ЖКХ не удалось превратить в рыночный сектор экономики, и там доминируют административные методы управления. Просто осталось непонятно, к кому же именно должны применяться рыночные методы управления и кто должен принимать решения на основе рыночных сигналов».

Гражданская неорганизованность
К сожалению, как показывает практика, основная масса россиян пока не готова взять на себя ответственность по контролю за собственным домом, и большинство жилых фондов остается под управлением ДЕЗов и УК, несмотря на все отмеченные выше минусы этого способа управления. Институт социологии РАН приводит результаты опроса, проведенного среди сотрудников жилищных предприятий, согласно которым абсолютное большинство (73%) респондентов уверены, что население не способно управлять жилищным фондом самостоятельно, тогда как в обратном убеждены всего 2%.
Эти показатели в очередной раз иллюстрируют неспособность большинства российских граждан организоваться в сообщества и принимать активное участие в общественной жизни. Так что, попытавшись создать ТСЖ, государство в итоге получило не «коллективный разум», конструктивно управляющий жилым фондом в условиях рыночной экономики, а имитацию групповой сплоченности, существующей только за счет властно-принудительных мер.
Осознавая, что перед российским обществом действительно встает серьезная проблема из-за неспособности граждан принять все условия по реформированию ЖКХ, некоторые ученые приходят к заключению, что причина многолетних неудач кроется не столько в политической и экономической компоненте, сколько в социокультурной. Социолог Аркадий Пригожин утверждает, что неэффективность последних преобразований заключается в тотальной управленческой некомпетентности, характерной для России. Он полагает, что на протяжении нескольких веков между гражданами и государством поддерживались отношения родительско-детского типа, роль родителя в котором выполняло государство, так что гражданам оставалось лишь следовать указаниям определенной структуры. В случае же общества, построенного на рыночных взаимоотношениях, речь идет уже о «социально взрослых» людях, готовых принимать всю ответственность на себя и искать причины неудач в своих решениях. Так что, переводя управление жилищно-коммунальным комплексом из государственной компетенции в частную, фактически требуется осуществить переход от управленческих отношений типа «родители—дети» к типу «взрослые—взрослые» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Естественно, что эти преобразования не могут произойти автоматически, и для адаптации граждан к новым порядкам государству нужно проводить образовательные мероприятия, развивать в гражданах элементы самопроявления и взаимодействия друг с другом, а также всячески поддерживать исходящие от них инициативы. Некоторые регионы уже сегодня рапортуют об успешной подготовке собственников жилья. Так, Виталий Акимкин, начальник управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда правительства Москвы, отметил, что после открытия курсов обучения и подготовки председателей ТСЖ и членов домовых комитетов было успешно обучено несколько тысяч человек. Однако на данный момент это единичные случаи, являющиеся скорее исключением, чем повсеместной практикой.

Забота, а не опека
В действительности за много лет государство так и не разработало грамотные образовательные и просветительские программы в области реформирования ЖКХ. Из всех средств массовой информации лишь в Интернете присутствует ряд сайтов по этой тематике, однако их нельзя назвать лидерами по посещаемости. Что же касается телевидения, радио и печатных изданий, пока являющихся наиболее популярными СМИ, то большинство материалов в них носят скорее критический характер и рассказывают о сложностях при создании ТСЖ и других проблемах самоуправления. Разумеется, что конструктивная критика является важным компонентом любого преобразования, однако слишком однобокая подача информации не дает гражданам возможности ознакомиться со всем объемом необходимых сведений о реформе и полностью изучить свои права и обязанности. В данной ситуации неудивительно, что большинство россиян крайне слабо осведомлены о процессах, происходящих в жилищно-коммунальной сфере, и из всех нововведений замечают только ежегодно повышающиеся тарифы.
Серьезным препятствием является и отсутствие грамотно налаженной обратной связи между населением и местными властями. На официальном сайте Фонда содействия реформе жилищно-коммунального комплекса можно найти телефон всероссийской бесплатной горячей линии, однако вряд ли этого достаточно для полноценной обратной связи, ведь зачастую исключительно телефонного разговора бывает недостаточно. К тому же вряд ли все российские пользователи Интернета посещают этот сайт, в то время как актуальная информация относительно реформы ЖКХ и участия в ней собственников жилья необходима каждому.
Очевидно, что создание ТСЖ и реформирование жилищно-коммунального комплекса в целом — непростая задача, требующая активного участия государства, которое должно как привлекать высококвалифицированных чиновников для помощи гражданам, так и содействовать — в рамках последовательной информационно-пропагандистской работы, оказания консультативной поддержки, осуществления широкого набора организационных и институционально-правовых мер — превращению последних из «социальных детей» в ответственных «социально взрослых» людей. Ведь именно «социально взрослые» и ответственные граждане, готовые к взаимодействию между собой и к диалогу с государством, являются основой любого зрелого гражданского общества.
Тэги: