windows-1251Тема 12. Методы управления.
Тема 12. Методы управления.
Управление как целенаправленное воздействие на работников, а через них на
материально-вещественные элементы производства, сформировали целый ряд приемов и процедур,
направленных на достижение поставленных целей. По своему виду и форме воздействия носят
разнообразный характер, дополняют друг друга и в совокупности представляют собой определенную
систему воздействий или на управляемую систему или на управляющую систему. Совокупность таких
воздействий получило название методов управления, а по характеру воздействия они делятся на:
- административные методы воздействия,
- экономические методы,
- социально-психологические (когда речь идет об управлении людьми).
Условное выделение воздействий в группы получило название соответственно 1., 2., 3..

* представляет собой организацию и утверждение норм и положений организации, деятельности
предприятия и их первичных подразделений
** разработка регламента (распорядок деятельности фирмы и её подразделений),
Сущность и содержание каждого из них.
Административные или организационно-распределительные. Это методы
прямого воздействия на управляющую или управляемую систему. Они однозначно определяют
характер действия нижестоящей подсистемы и строгую отчетность перед вышестоящей.
Современное состояние и дальнейшее развитие производственно-хозяйственных систем (ПХС)
предполагает, что эти методы не только утратят свое значение в системе производства, но будут
приобретать своё дальнейшее развитие, но произойдет определенное смещение их по уровням
иерархии, т.е. они будут приобретать всё большее значение на уровне фирмы и наоборот, терять
значение на высшем государственном уровне.
Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов
направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.
Назначение оперативного управления - своевременно выявлять возмущающие факторы,
которые выводят систему из равновесия и при помощи ввода дополнительных ресурсов приводить
её в первоначальное состояние. Кроме того возникает необходимость с помощью оперативных
мер реализовывать новые программы, проекты и решать различные разовые мероприятия.
В общем виде оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в
соответствии с утвержденными планами. Оно заключается в периодическом или непрерывном
сравнении фактических результатов с плановыми. Оперативное управление тесно связано с
оперативным планированием. При этом термин "планирование" иногда по-разному понимается
отдельными теоретиками и практиками управления. Поэтому целесообразно пользоваться следующим
понятийным аппаратом:
- планомерность нужно понимать как основу управления,
- плановость следует понимать как принцип управления,
- планирование следует понимать как функцию управления,
- плановое задание - это метод управления,
- разработка и реализация планов - основное содержание процесса управления.
Планирование включает в себя:
- Определение конечных и промежуточных цен.
- Определение задач, решение которых необходимо для достижения целей.
- Определение средств и способов их решения.
- Определение требуемых ресурсов и источников их получения.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:
- стратегическое (перспективное),
- среднесрочное,
- тактическое (текущее, бюджетное).
Для целей оперативного управления в большей степени используется текущее планирование. Оно
осуществляется путем детальной разработки оперативных планов. Основными звеньями текущего
планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Реализация
планов должна всегда увязываться с финансовым планом или бюджетом фирмы.
Кроме текущих планов в оперативном управлении возникает необходимость разрабатывать планы по
реализации отдельных проектов или мероприятий. Для разработки планов используют различные
методические приемы и методики, которые принято называть инструментарием планирование.
Некоторые авторы называют их средствами планирования. Таким общепринятыми методиками
планирования являются следующие:
I. Метод планирования ключевых событий.
II. Метод поэтапного планирования.
III. Метод построения полосовых диаграмм.
IV. Метод построения дерева целей.
V. Метод сетевого планирования.
Кроме названных общеизвестных методов в практике появляется необходимость
разрабатывать частные методики. Сущность каждого из методов (I-V) в последовательности
от простого к сложному следующие.
I. Метод планирования ключевых событий.
В данном методе используется табличная форма плана, в которой указывается в вертикальных
столбцах календарные даты наступления ключевого события, наименование собственно ключевого
события, а также колонка других событий сопутствующих, соответствующих ключевому
событию. Под термином "событие" понимается любое действие или состояние системы и ее
элементов.
II. Метод поэтапного планирования.
Отличается от I. тем, что в I-ом ключевые события не фиксировались четко по времени,
во втором случае устанавливается строго определенное время достижения ключевого события,
а весь процесс разбивается на технологические или логические этапы.
III. Метод построения полосовых диаграмм.
Этот метод позволяет визуально отобразить связь между видами деятельности, их очередностью
и выполнением каждого мероприятия во времени. В некотором роде это представляет из себя уже
некую систематизацию.
Календарные сроки их выполнения
1
2
3
4
5
6
..
...
...
...
...
n
Подготовка задания на проектирование
Получение технической условий
Проектирование рабочих чертежей
и т.д.
IV. Метод построения дерева целей.
Сущность метода заключается в том, что вначале обосновывается основная цель, дается ей чёткая,
логическая формулировка или формулируется миссия, а затем цель развертывается на более
мелкие цели, которые становятся в свою очередь самостоятельными целями. Основная цель
представляет собой желаемый результат. В основе этого метода лежит принцип развертываемости,
соподчиненности и принцип соотносительной важности.
V. Метод сетевого планирования.
Метод имеет строгое научное обоснование и базируется на теории множеств и теории графов.
Теоретической сущностью этого метода является разбиение графов на слои. Под графом здесь
понимается отрезок, которому дается порядковый номер в соответствии с наименованием
мероприятия, которое он отображает.

Практическая значимость метода в том, что он имеет математический аппарат, который
упорядочивает графы (цели).
Этот метод позволяет обосновать критический путь, который необходимо брать как конкретный
промежуток времени для контроля (метод Перси).
Экономические методы управления.
В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия
на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие
предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое
направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или
создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с бoльшим
эффектом. Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:
- Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.
- Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.
Методы государственного воздействия делятся на:
а) методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают
прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это
проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику
доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в
кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.
б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда
относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие
как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие
методы.
Внутрифирменные экономические методы подразделяются на:
а) коммерческий расчет. Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на
соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства, для обеспечения
рентабельности, распределение финансовых вложений и размещение производства, для
обеспечения финансирования и кредитования, для развития технологий, для обеспечения политики,
приобретения предприятий, изменения структуры капитальных вложений.
б) внутрифирменный расчет. Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические
отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной
деятельности. Хозяйственные отношения между подразделениями строятся на основе
условно-расчетных (трансфертных) отношений.
в) цены и механизм ценообразования. В этом механизме отражаются все стороны экономического
действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня
цены, расчета с потребителями продукции и имеют в основном два вида:
- цены публикуемые (представляются в виде прейскурантной цены, справочной цены, цены
фактической сделки, а также в виде сведений, о которых сообщается в печати);
- расчетные цены (цены поставщика, которые устанавливаются на сложную технически и
технологически продукцию, которых нет в прейскурантах).
г) финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и
перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности,
обоснование финансовых операций.