
Организация как функция управления

Мотивация как функция управления

Контроль как функция управления

Методы управления

Экономические методы управления

Организационно распорядительные методы управления

Социально-психологические методы управления
1 метод: Опрос – получение информации на основе четко сформулированных вопросов на которые дается однозначный ответ (да/нет)
2 метод: Беседа – получение информации со слов опрашиваемых
3 метод: Интервью – особая форма беседы, в ходе которой все вопросы и ответы фиксируются
4 метод: Анкетирования – получение информации при помощи анкет. Содержащих набор вопросов
5 метод: Тестирование -получение информации на основе тестов
6 метод: Наблюдение
- открытое
- включенное

Руководитель и подчиненный
Функции руководителя
Руководитель – это лицо, направляющее, координирующее и контролирующее деятельность исполнителей.
Исполнители должны в обязательном порядке подчиняться руководителю, в рамках определенных его полномочий и выполнять его требования
Современная НТР коренным образом изменила характер и условия производственных, хозяйственных и социальных процессов в организациях. Они стали настолько сложными, что руководитель не в состоянии единолично управлять ими. Поэтому современный руководитель является лишь организатором самостоятельной работы исполнителей. Руководителю особо крупной организации приходится осуществлять в течение рабочего дня выполнять до 200 различных видов деятельности. Современные руководители работают по 10-12 часов в сутки.
Основными функциями современного руководителя являются:
- Стратегическая. Заключается в постановки целей организации, разработки стратегии и планирования.
- Инновационная функция. В процессе её реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, координирует процесс разработки и внедрения новых видов продукции, работы и услуг.
- Административная функция. Включает контрольную (оценка результатов деятельности организации), организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов), направляющую (координация работы исполнителей), кадровую (подбор, расстановка и развитие персонала) и стимулирующую (поощрения и наказания сотрудников)
- Коммуникационная функция. Налаживание внутренних и внешних связей, проведение переговоров, совещаний, прием посетителей и тд.
- Социальная. Создание благоприятного климата в коллективе, формирование норм поведения и т. д.
Как должностное лицо, руководитель организации обладает определенными правами и обязанностями. Права и обязанности делятся на официальные и неофициальные. Официальные: общие (устанавливаются конституцией), специальные (возложенные собственником или высшим руководством) и служебные (совокупности функций по должности и регламентируются такими документами как Устав организации, Положение об организации, Правила внутреннего распорядка, Трудовой контракт, Приказы и распоряжения администрации).
Неофициальные: соблюдение заведенного в организации порядка, уважительное отношение к подчиненным и коллегам, к их работе, забота о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, самокритичное отношение к себе и прочее.
Качества руководителя:
3 основные группы:
- профессиональные
- личные
- деловые
К профессиональным относятся качества, характеризующие любого грамотного специалиста:
- уровень образование
- наличие производственного опыта
- компетентность в соответствующей сфере и смежных с ней деятельности
- эрудиция и широта взглядов
- стремление к постоянному самосовершенствованию
- критическое восприятие и переосмысление окружающей действительности
- поиск новых форм и методов управления
- постоянное обучение персонала
- умение рационально использовать свое время и планировать работу
К личным относятся:
- физическое и психологическое здоровье
- высокие моральные стандарты
- внутренняя и внешняя культура
- честность
- доброжелательное отношение к другим
- оптимизм и уверенность в себе
К деловым относят:
- умение организовывать деятельность подчиненных
- ставить и распределять задачи
- координировать и контролировать их выполнение
- требовательность
- лидерство
- стремление к независимости
- смелость
- решительность
- воля
- бескомпромиссность
3 группа: должен обладать коммуникабельностью, умением расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения.
4 группа: инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном.
5 группа: умение управлять собой, своим поведением и отношениями с окружающими.
6 группа: стремление к преобразованием, нововведениям, готовность идти на риск
На разных уровнях управления, требования в отношении этих качеств различны. Например: на низшем уровне управления руководитель должен быть прежде всего решительным и коммуникабельным. На высшем уровне: способным стратегически мыслить, организовывать работу подчиненных. Следует отметить, что в разных странах существуют различные требования к руководителям.