Борьба с наркоманией ведется уже в школах и аптеках. Что на очереди?
В прошлом году правоохранительными органами изъято рекордное для нашего региона количество наркотиков – 550 килограммов. У массы этой дряни должны были появиться свои потребители… И их число, судя по количеству изъятого, пугающе велико. Корреспондент «МК» в Томске» выяснял, кто и какими методами борется с современной наркоманией.
Дурманящие сосны
Разумеется, спрос рождает предложение. В отношениях «наркоман – сбытчик» действуют, по сути, те же правила, что и на традиционных рынках. Пугает то, что рынок наркотиков растет. Статистика территориального управления Госнаркоконтроля свидетельствует о том, что в 2011 году сбытчики намеревались предложить томским наркоманам – на килограмм больше героина, чем в 2010-м, синтетических наркотиков – аж в 7 раз больше, а маковой соломки – в 24 раза.
Впрочем, пугает не только объем рынка, но и состав его участников. По итогам работы наркополицейских, в прошлом году к уголовной ответственности был привлечен депутат Колпашевской районной думы Никитенко. Как установил суд, он самостоятельно перевозил через границу и хранил марихуану. Приговор – 2 года условно – уже вступил в законную силу. Мягкость такого решения обусловлена положительной характеристикой народного избранника. А в селе Нелюбино пример не столько курьезный, сколько пугающий. Здесь наркотики распространяла… школьная уборщица. Кстати, ее деятельность была пресечена только после обращения главы поселения в правоохранительные органы.
- В прошлом году своими силами мы выявили около 70 новых веществ. К сожалению, в этом отношении у нас благоприятная среда, – комментирует ситуацию начальник Управления Госнаркоконтроля по Томской области Игорь Толстоносов. – Уже в этом году пытаемся остановить продажу веществ, замаскированных под удобрение для сосен под названием «Растишишка». На них написано «не употреблять внутрь». По оценке специалистов, это вещество может быть аналогом синтетической марихуаны – GVH018. Химическая формула вещества ни о чем не говорит. Но из бесед с лицами, пользовавшимися этим веществом, можно сделать вывод, эффект от его употребления сродни синтетической марихуане».
Проблема состоит в том, что повлиять на реализацию такого «удобрения» практически невозможно. Разве что уличить продавцов в торговле в неположенном месте. Других обвинений в рамках существующего законодательства распространителям предъявлено быть не может - формула вещества не внесена в список наркотических.
- Чтобы ликвидировать организованную преступность, нужно заставить наркоманов лечиться, – уверен Игорь Толстоносов. – На сегодня не существует полноценной государственной реабилитационной системы, работают только отделения в диспансере. Однако мы не топчемся на месте. В феврале в Томск нам приедут коллеги из Научно исследовательского Центра при ФСКН России, которые будут проводить добровольную сертификацию местных Центров по лечению наркозависимости для создания общероссийского реестра. Мы, как инновационный регион, должны одними из первых пройти подобную процедуру».
Силовой метод бессилен
Однако можно ли силой заставить лечиться наркоманов? Эксперты однозначно говорят «нет», а в числе Центров помощи наркозависимым все больше появляется учреждений, куда наркомана приводят не родители, а его собственное решение. Один из таких центров – благотворительный фонд «Рука помощи».
- Наши сотрудники уделяют внимание не только тем, кто приходит к нам за помощью, но и сами ищут тех, кто не в состоянии отказаться от шприца, – говорит директор фонда Вячеслав Усов. – Нередко наши сотрудники идут напрямую в притоны, где встречаются с наркоманами и объясняют им, что можно жить по-другому. Большая часть наших сотрудников – это те, кому мы вернули надежду на будущее, кто смог побороть зависимость. И их сегодняшняя их жизнь нагляднее любых историй. У нас есть еще и особый опыт помощи наркозависимым родителям с детьми, – продолжает Вячеслав Усов. – В России сложилась порочная практика: если у мамы-наркоманки ребенок, то она вынуждена оставить его на период лечения от зависимости. Но у нас есть комната «Мать и дитя», в которой наркозависимые женщины с детьми могут пройти курс духовно-нравственной реабилитации, не расставаясь с ребенком.
За 12 лет работы «Руке помощи» удалось вытянуть из добровольного болота 311 человек. Для рынка наркотиков эти люди, будем надеяться, потерянные.
Укол зонтиком
Считается, что наносить удар лучше всего крепко сжатым кулаком - если же пальцы распрямить, то и суставы поломаешь, и вреда противнику не нанесешь. В деле борьбы с наркоманией роль «кулака» выполняет антинаркотическая комиссия Томской области, которой в эти дни исполняется четыре года. Еще на первом заседании комиссии губернатор Виктор Кресс подчеркнул: меры борьбы с наркоманией для региона – первоочередные: «Учитывая наши планы развития Томска как международного образовательного центра, создания в области тысяч новых рабочих мест, количество приезжающих будет только увеличиваться. Естественно, вырастут и риски проникновения в регион новых форм наркотрафика и новых видов наркотиков. Общество и государство в противодействии наркоугрозе сталкиваются с проблемами, которые можно решать только комплексно. И организационное оформление такого подхода должно повысить уровень взаимодействия всех ответственных ведомств, увеличить эффективность нашей совместной работы».
Согласованная работа всех структур власти – это залог «гибкой» нормативно-правовой базы в области наркотических и сильнодействующих препаратов. Регулярно список тех лекарственных средств, что могут быть использованы не по назначению, пополняется. В ноябре прошлого года на уровне Правительства РФ принято решение о том, что кодеиносодержащие препараты («Пенталгин-Н», «Коделак», «Солпадеин» и другие) будут отпускаться с 1 июня 2012 года исключительно по рецептам врача. Это связано с набирающей в стране обороты дезоморфиновой наркоманией. Теперь уже многие, даже далекие от наркомании люди, знают о том, что из лекарств, содержащих кодеин можно «смастерить» дезоморфин – второе по популярности наркотическое средство после героина.
Данные статистики говорят о следующем: в 2000 году в целом по России из оборота изымалось около килограмма дезоморфина, в 2010 году – уже 100 килограммов. В Томской области в 2010 году изъято 20 граммов дезоморфина, в 2011 – порядка 200 граммов.
Тест-драйв
Специалисты считают наркоманию болезнью. Впрочем, в современном обществе наркоман рассматривается, в первую очередь, не как страдалец, а как потенциальный преступник. Снятые шапки, разрезанные в маршрутке сумки, с корнями вырванные из авто магнитолы – 9 из 10 подобных преступлений совершают наркоманы. И раскрывать их крайне сложно.
Накроманию проще не допустить, чем лечить даже с самых ранних стадий зависимости. И даже не зависимости, а простого любопытства по отношению к наркотикам. Поэтому в томских школах стартовал инициированный администрацией Томской области проект по тестированию на употребление наркотических средств всех учащихся. Из областного бюджета на мероприятие пошло 400 тысяч рублей. Тестирование было организовано в областном наркодиспансере с применением тест-полосок, которые определяют наличие в моче распространенных наркотических веществ: опия, марихуаны, амфетаминов.
- Мы перевыполнили план. Вместо 250 пятнадцатилетних школьников добровольное тестирование прошли более 360 учеников из девяти общеобразовательных учреждений Томска и Томского района. Все результаты отрицательные. Все прошло спокойно, конфликтных ситуаций, непонимания с ребятами не было, - пояснила главный нарколог Томской области Елена Редченкова
В соответствии с существующим законодательством информация о применении наркотиков не передается никому вообще, кроме самого ребенка. Даже родителям. Правда, сейчас разрабатывается новая нормативно-правовая база, в соответствии с которой родители будут уведомлены, если их несовершеннолетние дети употребляют наркотики. Но только отец и мать. Остается надеемся, что даже после изменений в законе врачи не будут «радовать» родителей информацией о новом губительном увлечении их ребенка…