Вторник, 01.07.2025, 20:31
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Март » 16 » Активизация инновационной деятельности предпри�
10:00
 

Активизация инновационной деятельности предпри�

Рубрика: Менеджмент

Реферат на тему Активизация инновационной деятельности предприятий.

План

1. Экономическое положение промышленных предприятий 2

2. Общие изменения в управлении и формах экономической работы 5

3. Цели и стимулы инноваций 9

4. Поведение успешных предприятий 12

5. Анализ активизации инновационной деятельности предприятий 18

1. Экономическое положение промышленных предприятий

В настоящее время в экономической литературе и статистической практике отсутствует однозначное определение таких категорий, как инновации, инновационный потенциал и т.д. Нет и однозначной оценки результатов инновационной деятельности и связанных с ней совокупных затрат. Согласно официальной статистике, инновационная деятельность обусловлена трансформации идей (научных исследований, разработок и иных научно-технический достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедрённый на рынке, в технологический процесс, используемый производством. Это предполагает комплекс научных, организационных, финансовых и других мероприятий, приводящих к инновациям. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Р.Ф. в своих обследованиях инновационной деятельности промышленных предприятий подразумевает под ней совокупность мер по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг и технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления. Такое широкое толкование вызвано необходимостью исследования комплекса научно-технологических и организационных мероприятий по совершенствования производства и повышению его конкурентоспособности. В соответствии с этим инновационная деятельность объединяет научно-технические стадии с производством, финансовой и коммерческой сферами. Таким образом, даже в официальных изданиях одни и те же показатели отражают разное экономическое и понятийное содержание, и, соответственно, статистическое выражение их может отличаться друг от друга. Для разработки обоснованной инновационной политики российской промышленных предприятий необходим постоянный мониторинг как общего положения в области инноваций, так и перспективных направлений инновационной деятельности. С этой целью в 2000 году было проведено обследование 735 предприятий всех основных отраслей промышленности. Группа обследованных предприятий является весьма представительной для крупных приватизированных промышленных предприятий. Подавляющее число предприятий (65%), как следует из оценок, данных их руководителями, находится в удовлетворительном состоянии. О положительном характере перемен на предприятиях свидетельствует оценка изменений экономического положения в течение последних двух лет. (См. таблицу 1)

Таблица 1 Динамика изменения экономического положения обследованных предприятий (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Столь радикальных положительных перемен социально-экономические обследования предприятий не фиксировали, начиная с 1993 года. Здесь важно понять, насколько позитивный настрой их руководителей подкрепляется динамикой объективных экономических показателей. Наиболее высокая инновационная активность в конце года отмечалась на предприятиях химической и нефтехимической промышленности (63% обследованных предприятий отрасли), а также машиностроения и металлообработки (54%). Уменьшаются масштабы инновационной деятельности в пищевой промышленности, где доля инновационно активных предприятий составила во втором полугодии 29 % (против 34% в первом полугодии), в легкой промышленности – соответственно 14 и 17%. В целом продолжилась тенденция более высокой инновационной активности крупных предприятий, располагающих для этого большими возможностями. А самый низкий уровень такой активности сохраняется у субъектов малого предпринимательства, среди которых доля инновационно активных составила лишь 3%. В 2000 году увеличилась с 37 до 42% доля предприятий, не осуществляющих инновационную деятельность по причине отсутствия, с точки зрения респондентов, необходимости в ней. Главной целью инноваций в промышленности предприниматели считают повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом в рассматриваемом периоде доля промышленных предприятий, конкурентоспособность выпускаемой продукции у которых на внутреннем рынке оценена как "высокая", возросла с 34 до 38%. Основным источником инновационной деятельности служат собственные финансовые средства предприятий. Поэтому их недостаток является важнейшим фактором, сдерживающим разработку и освоение новых технологий, оборудования, материалов и продукции.

2. Общие изменения в управлении и формах экономической работы

После кризиса августа 1998 года большинству (86%) предприятий удалось сохранить свою долю на рынке, более того, 76% из них сумели её повысить. Можно предположить, что укрепление экономического положения предприятий связано с существенным улучшением менеджмента. Данные опроса позволяют проследить, какие изменения в сфере управления происходили на предприятиях. (См таблицу 2)

Таблица 2 Основные направления инновационной деятельности (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Приведённые данные свидетельствуют о том, что каждый из перечисленных видов организационных инноваций достаточно активно осваивается многими предприятиями. В наибольшей степени это касается внедрения новых схем оплаты труда и поощрения работников, в наименьшей – обретение новых иностранных партнёров. В целом примерно половина обследованных предприятий осваивала, хотя и в разной степени, новые формы менеджмента. Следует отметить перевооружение производства как важное условие его перевода на инновационный тип развития, поскольку физическое и морально устаревшее оборудование не позволяет освоить производство новой продукции.

Проектно-конструкторские и технологические работы во второй половине 2000 года выполнялись на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, а также машиностроения и металлообработки (87% инновационно активных предприятий в каждой из этих отраслей). Реже такие работы проводились на предприятиях пищевой промышленности (7%), что обусловлено финансовыми возможностями. Научно-исследовательские работы выполнялись на 58% инновационно активных промышленных предприятий собственными силами, а с привлечением сторонних организаций – на 30% (против 50 и 46% соответственно в первой половине 2000 года), что можно рассматривать как свидетельство укрепления собственной исследовательской базы промышленных предприятий. Чаще научно-исследовательские работы проводились собственными силами на предприятиях химической и нефтехимической промышленности (около 68%). Реже научные исследования проводились в отраслях, как лёгкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Освоение и внедрение нововведений более активно осуществлялось в химической и нефтехимической промышленности (81%), машиностроении и металлообработке (77%). Наибольшая пассивность отмечена в пищевой промышленности – 21% (см. таблица 3)

Таблица 3 Инновационные мероприятия, осуществлявшиеся собственными силами предприятий различных отраслей промышленности во втором полугодии 2000года.

Активизация инновационной деятельности предприятий

* В таблице указаны только репрезентативно представленные в обследовании отрасли промышленности.

Многие предприятия в той или иной степени применяют современные методы управления но их реальный эффект ощущается примерно лишь через 1/5 из них. Наиболее отторгаемым методом остается переход на западные системы финансового учёта (см. таблицу 4). Помимо их общего несоответствия российской системе учёта, принятие западных методов предполагает совершенно иную степень прозрачности предприятия. Более того, даже экспортная ориентация продаж не является значимым стимулом для перехода на западные стандарты учёта (корреляция между уровнем экспорта и применением западных методов учёта – 0,092).

Таблица 4 Распространённость современных методов управления (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

3. Цели и стимулы инноваций

Анализ применяемых форм и методов работы предприятий не имеет смысла без учёта целей данной деятельности. Мы начнём наш анализ с общих целей, которые руководители предприятий выделяют в качестве основных (см. таблицу 5)

Таблица 5 Структура заявленных руководством предприятий целей функционирования (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Как следует из таблицы 5, приоритетными целями являются: выпуск продукции, соответствующей мировому уровню; сохранение трудового коллектива; поддержание репутации. Повышение же стоимости фирмы в качестве основной цели работы большинство руководителей принять, не готовы. Получив представление об общих целях предприятий, можно рассмотреть цели и стимулы введения собственно инноваций. Основным стимулом к инновациям, как следует из ответов руководителей предприятий, является конкуренция на рынке, заставляющая опережать конкурентов, ориентируясь на мнение потребителей. Хозяйственные партнёры, особенно отечественные, оказывают на инновационную деятельность не столь большое воздействие (см. таблицу 6). Что касается оценки роли иностранных партнёров, то она не вполне однозначна (см. таблицу 7).

Таблица 6 Степень согласия руководителей предприятий с отдельными утверждениями о мотивах инновационной деятельности (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Таблица 7 Распределение мнений руководителей предприятийО роли зарубежных партнёров ( в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Значительное число респондентов не смогли оценить роль зарубежных партнёров (при ответе на этот вопрос, был получен один из самых высоких процентов, затруднившихся ответить), но большинство из тех, кто высказался, считают, что зарубежных партнёров преимущественно интересует только прибыль, поэтому они не склонны к оказанию постоянной помощи в освоении инноваций. В то же время факт работы с зарубежными партнёрами, как было показано выше, уже ориентирует предприятия на активизацию инновационного менеджмента.

4. Поведение успешных предприятий

В ходе исследования мы убедились, что промышленности России постепенно складывается группа успешных предприятий. К ним можно отнести как те, которые, по оценке менеджеров, находятся в хорошем состоянии, так и те, чьё положение пока удовлетворительно, но за последние два года существенно улучшилось. Это позволило построить достаточно простую, но вполне надёжную типологию предприятий:

- группа 1 – предприятия, находящиеся в плохом положении (неуспешные, 16,3% всех предприятий);

- группа 2 – предприятия, находящиеся в удовлетворительном положении (средние, 56,7%);

- группа 3 – предприятия, находящиеся в благоприятном положении и характеризующиеся положительной экономической динамикой (успешные, 27,0%).

Основной задачей стало выявление особенностей каждой из этих групп и, в частности, определение характерных черт наиболее успешных предприятий. Практически ни в одной из отраслей доля успешных предприятий не превышает 37%, но и не опускается ниже 20%. Это говорит о том, что модели успеха лишь в небольшой степени зависят от отрасли и весьма универсальны. Следовательно, опыт успешных предприятий может быть распространен на всю Отечественную промышленность. Предположение, что успех определяется уровнем экспортной ориентации предприятий, не подтвердилось. Разумеется, успешные предприятия шире вовлечены в экспортные операции, но в тоже время половина таких предприятий вообще их не ведёт. Это означает, что акцент на экспорте – не единственная и, более того, не главенствующая стратегия успеха. Встает вопрос о иных стратегиях, способных обеспечить успех в нынешних условиях.

Организационные пути к успеху. Для выявления эффективных экономических стратегий мы сравнили выделенные группы предприятий по частоте и уровню эффективности применённых инноваций (см. таблицу8)

Таблица 8 Сравнение интенсивности изменений по группам предприятий (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Отметим, что интенсивность инноваций в группе успешных предприятий примерно втрое выше, чем в группе неуспешных. Другое, менее очевидное обстоятельство – значительные различия в структуре инновационной деятельности между успешными и средними предприятиями. Прежде всего, это относится к нововведениям в финансовой и маркетинговой деятельности, а также, правда, в меньшей степени – к кадровым нововведениям. Помимо направлений инновационной деятельности, группы предприятий значимо разделяются по интенсивности и эффективности использования современных методов управления (см. таблицу 9). Почти 50% успешных предприятий применяют системы поиска маркетинговой информации в сети Интернет, 60 – автоматизированные программы разработки бизнес-планов и 52% - системы компьютерного анализа маркетинговой информации. Однако в наиболее явном виде успешные и неуспешные предприятия разделяются по постановке управленческого учёта. Интересно, что внедрение западных стандартов финансового учёта не вызывает энтузиазма ни в одной из групп предприятий. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что даже самые успешные предприятия не так уж стремятся привлекать западные инвестиции. Западные стандарта бухгалтерского учёта, требующие иного уровня "прозрачности" финансово-экономичекой деятельности, в настоящее время оказываются в России непозволительной роскошью.

Мотивация успеха. Выделенные группы предприятий существенно различаются по целям, которые ставятся их руководителями. Принципиально (вероятность различия – 95%) разграничиваются две цели. Для наиболее успешных предприятий на первом месте – ориентация на выпуск продукции, соответствующей мировому уровню качества, которой подчинена дополнительная цель – инновационное развитие. Неуспешные предприятия на первое место ставят сохранение трудового коллектива. При этом поддержание высоких заработков не выступает определяющей целью ни для одной групп предприятий.

Таблица 9 Сравнение интенсивности и эффективности применения управленческих новинок по группам предприятиям (в % к числу опрошенных)

Активизация инновационной деятельности предприятий

Позиционирование предприятий на рынке. Подлинный успех предприятия заключается в его превосходстве над конкурентами по основным параметрам конкурентоспособности – качеству и цене выпускаемой продукции. Все обследованные предприятия пытаются реализовать сбалансированную стратегия сочетания умеренной цены и неплохого качества продукции. Но соотношение к каждому из двух названных параметров на предприятиях разных групп различно. Неуспешные предприятия в меньшей степени обращают внимание на качество, стремясь компенсировать его невысокий уровень дешевизной своих изделий. Успешные предприятия не идут на преднамеренное снижение качества и цен.

Роль иностранных партнёров в достижении хозяйственного успеха. Более половины успешных предприятий постоянно или эпизодически используют помощь своих зарубежных партнёров в сфере инноваций. Данное направление сотрудничества находится в центре внимания их руководства, так как 65% руководителей успешных предприятий ставят своей основной целью выпуск продукции, соответствующей мировому уровню. Результатом такой поддержки выступает ускоренное освоение новинок отрасли. По данному параметру успешные предприятия значимо отличаются от своих неуспешных коллег.

Инновационные барьеры в Российской промышленности. Представленная картина будет неполной без выявления специфических трудностей, связанных с освоением инноваций на предприятиях разных групп. Основной круг проблем типичен для всех предприятий и является стандартным при освоении любых новинок: повышение класса точности; получение необходимого оборудования; соблюдение технологической дисциплины. Однако руководители средних и успешных предприятий обозначили специфическую проблему. Почти 45% из них, или вдвое больше, чем руководителей неуспешных, согласились с утверждением, что основной сложностью при реализации инноваций является синхронная перестройка работы смежников, то есть обработка механизмов передачи инноваций и сбытовой "цепочки". Вместе с тем успешные предприятия в меньшей степени сталкиваются с субъективными проблемами реализации инновационных стратегий. Нежелание менеджеров брать на себя ответственность за инновации отмечается лишь на каждом пятом успешном предприятии.

Закрепление алгоритмов успеха. Выделенные группы предприятий существенно различаются по интенсивности и эффективности использовании систем переподготовки кадров, программ стажировок сотрудников на отечественных и зарубежных предприятиях, а также обучения в различных областях знаний, обеспечивающих и облегчающих освоение и закрепление эффективных приемов работы. По интенсивности обучения группа успешных предприятий далеко опережает две другие. Работники данных предприятий участвуют практически во всех формах обучения и переобучения менеджеров и специалистов и при этом намного выше оценивают их эффективность. Успешный опыт внедрения западных новшеств и активное участие в программах переподготовки специалистов меняют представления о неприменимости передовых западных методов работы в российских условиях. 76% руководителей успешных предприятий считают, что западные методы управления качеством вполне пригодны в российских условиях, 69%придерживаются того же мнения относительно западных методов разработки и освоения новой продукции.

Руководители успешных и неуспешных предприятий. Распространено представление, что, успешные предприятия возглавляют, как правило, более молодые, динамичные руководители. При детальном анализе выяснилось, что наиболее многочисленная группа руководителей всех трех типов предприятия (от44 до 50%) – люди в возрасте 30-49 лет. Доля молодёжи (до29лет) на предприятиях всех трёх групп составляет 1,5-2%. Однако в других возрастных когортах (50-59 лет и старше 60) ситуация несколько иная. На предприятиях второй и третьей групп доля руководителей старше 6

60 лет в два раза выше (12%), чем на неуспешных предприятиях.

5. Анализ активизации инновационной деятельности предприятий

Важнейшим итогом инновационного развития российских промышленных предприятий в 1999-2000 гг. стало экстенсивное освоение ряда управленческих инноваций, включая поиск маркетинговой информации в сети Интернет, компьютерные системы финансового анализа (примерно 54% предприятий), бизнес-планирования (применяло около 50% предприятий) и анализ маркетинговых данных (применяют 45% предприятий). Вместе с тем эти новшества пока мало сказываются на повышении качества экономической работы и общем улучшении положения предприятий. Максимальную эффективность обеспечивает лишь освоение ISO 9000 и иных международных стандартов качества – из 38% предприятий, начавших подобную работу, 40% получили заметный положительный эффект. Практически во всех отраслях промышленности выделилась группа успешных предприятий, характеризующихся позитивной экономической динамикой. Их доля колеблется от 20% в легкой промышленности до 37% в добывающих отраслях, причём 2/3 находят пути к успеху на внутреннем рынке. В его основе лежит переориентация на наиболее платежеспособных потребителей путём поддержания нормального качества продукции. Но и успешные предприятия сталкиваются с рядом сложных проблем. Одной из важнейших является передача инноваций и обеспечение должного уровня качества по всей технологической и сбытовой цепочке. Другая проблема – старение основных фондов в промышленности. Однако самой серьезной задачей остаётся расширение временного горизонта управления, без чего невозможно повысить конкурентоспособность продукции. Нестабильность институциональной среды затрудняет принятие руководителями даже успешных предприятий долгосрочной стратегии развития. И то, что "максимизация стоимости фирмы" замыкает список приоритетных целей руководителей всех предприятий, свидетельствует о том, что переход к современным моделям экономического развития будет крайне длительным.

Просмотров: 156 | Добавил: cappeneing | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Конструктор сайтовuCoz